Инсульт продолжает оставаться одним из главных убийц и самой частой причиной инвалидности людей во всем мире. Ежегодно в мире случается 15 миллионов инсультов (это три населения Финляндии); при этом 5 миллионов человек от них умирает и еще 5 миллионов остаются инвалидами. Чем старше человек, тем выше риск развития инсульта и тем страшнее последствия.
Чем быстрее человек обращается за помощью, тем больше шансов ему помочь. Увы, наши люди предпочитают терпеть до последнего. В немецких школах начали обучать детей, как распознать симптомы инсульта, — чтобы они вызывали вовремя «скорую» своим бабушкам и дедушкам. Врачи ФГБУ «НМХЦ им. Н.И.Пирогова», где прошла конференция, посвященная инсульту, призвали ввести такой опыт и у нас.
В структуре смертности россиян инсульт стоит на втором месте (после инфаркта миокарда). По данным Центра профилактической медицины, от цереброваскулярных заболеваний в нашей стране умирает каждый четвертый мужчина и до 40% женщин. В одной только Москве в первом полугодии 2019 года случилось более 20 тысяч инсультов; в стране же их ежегодно происходит более 400 тысяч.
Как известно, существует два типа инсульта. Первый, наиболее распространенный (до 85% в структуре заболеваемости), — ишемический инсульт. При нем происходит закупорка артерий, снабжающих кровью мозг, кровь не поступает, и участок мозга начинает отмирать. Однако вокруг зоны некроза сохраняются потенциально работоспособные клетки, и если человеку вовремя оказать помощь, их можно восстановить.
Второй тип, более опасный, хотя и встречающийся гораздо реже, — геморрагический инсульт. При нем происходит разрыв артерии, и кровь попадает в мозг.
В любом случае чем больше времени проходит с момента инсульта, тем больше зона поражения головного мозга. По симптомам ни один врач не сможет определить, какой тип инсульта у пациента; с такой диагностикой может справиться только компьютерный томограф. Поэтому, прежде чем начать лечение, диагностику проводят обязательно. Ведь лечение ишемического и геморрагического инсульта различается кардинально. При этом, как отмечает завотделением неврологии для больных с нарушениями мозгового кровообращения ФГБУ «НМХЦ им. Н.И.Пирогова» Астанда Мушба, до приезда «скорой» оказывать человеку с симптомами инсульта какую бы то ни было помощь категорически нельзя! Некоторые, например, стремятся дать больному аспирин — в ряде случаев он лишь усугубляет течение заболевания.
Ишемический инсульт сегодня лечат тремя различными способами (в зависимости от того, насколько далеко зашел процесс). Во-первых, тромболитической терапией или внутривенным тромболизисом: специальными препаратами, которые разжижают тромб. Но они допустимы только в первые 4,5 часа с момента развития катастрофы, это время называют «золотым окном». Во-вторых, тромбоэкстракцией — удалением тромба с помощью эндоваскулярных методик. И в‑третьих, тромбоэмболэктомией, которую проводят в течение 6–24 часов с момента инсульта. «Все это новые технологии, о которых еще несколько лет назад мы и не мечтали, — говорит завкафедрой неврологии с курсом нейрохирургии ФГБУ «НМХЦ им. Н.И.Пирогова» Олег Виноградов. — Мы видим, как у многих пациентов симптомы уходят буквально на глазах. Однако успех лечения зависит от того, насколько быстро человек обратился за помощью, а наши люди привыкли терпеть и часто ждут, что все пройдет само. К тому же те пациенты, которые к нам поступали и поступают, в большинстве случаев не принимали никаких препаратов — ни от артериальной гипертонии, ни от гиперхолестеринемии». Сохранить
Тем временем в мире давно доказано, что, если человек регулирует свое артериальное давление (то есть принимает правильно подобранные врачом препараты), принимает статины для нормализации уровня холестерина, отказывается от курения, не злоупотребляет алкоголем, ведет здоровый образ жизни, правильно питается, много двигается, следит за весом, риск инсульта у него снижается на 75% (!). Всем, кто старше 40 лет, доктор Виноградов рекомендует посчитать свои риски наступления инсульта по международной шкале SCOR (ей пользуются медики во всем мире). И ни в коем случае не отменять назначенную врачом терапию. Медики вспоминают случай из практики, как одна дама, начитавшись в Интернете, что препараты-антикоагулянты вызывают выпадение волос, решила отменить их перед отпуском. И через два дня попала в реанимацию с инсультом. Многие считают статины токсичными для печени, однако врачи отмечают, что печень человека способна выдержать прием этих препаратов в течение 200–300 лет.
Для определения симптомов развившегося инсульта существует другая шкала — FAST: F (face, лицо) — нужно попросить человека улыбнуться, на инсульт указывает асимметрия улыбки; A (arm, рука) — нужно попросить поднять руки, конечности при инсульте начинают плохо работать или не работают вовсе; S (speech, речь) — у пациента нарушается речь; и наконец, T (time, время) — нужно как можно скорее вызывать «скорую».
После того как в немецких школах детей стали знакомить с этой шкалой и просить вызывать помощь родным при развитии описанных симптомов, ранняя госпитализация таких пациентов увеличилась в разы. Наши врачи считают необходимым перенять этот полезный опыт.
Реабилитацию пациентов после инсульта медики называют крайне важной, и чем раньше она будет начата, тем лучше. Кроме того, она должна быть интенсивной (не менее 6 часов в день) и непрерывной. К сожалению, пока в стране системы полноценной реабилитации не выстроено, этим занимаются в редких медицинских центрах, специалистов не хватает. «Пациента после инсульта нужно как можно раньше вертикализировать и актуализировать, то есть поднять и попытаться восстановить его двигательную активность, — рассказывает руководитель клиники медицинской реабилитации, завкафедрой медицинской реабилитации и восстановительного лечения ФГБУ «НМХЦ им. Н.И.Пирогова» Вадим Даминов. — Кроме того, ему необходимы специальные занятия, направленные на восстановление памяти, навыков, когнитивных способностей, — иными словами, его заново надо научить жить. Сегодня существует немало методик на этот счет, включая очки виртуальной реальности, транскраниальную стимуляцию и пр. Все это помогает пациентам быстро восстанавливаться, а потенциал к восстановлению есть у большинства».
Недавно в столице появилась первая комната эрготерапии для реабилитации больных, перенесших инсульт (до конца года в России откроется 12 таких). Она представляет собой пространство-симулятор, где пациенты обучаются основным навыкам самообслуживания с помощью тренажеров. Помещение разделено на две зоны. На кухне пациенты учатся сидеть за столом, пользоваться посудой и столовыми приборами, включать чайник, мыть посуду. В санитарной — тренируются умываться, чистить зубы, принимать ванну, пользоваться унитазом... По данным исследований, через полгода после инсульта с когнитивными нарушениями сталкивается 44–74% пациентов после инсульта. И для их профилактики обязательно назначают препараты-нейропротекторы, помогающие поддерживать функцию головного мозга и нормализующие обменные процессы в его клетках.